К тому времени, когда древние писатели стали говорить о славянах, называя их то венедами, то антами и склавинами, славянские племена уже обладали высокой культурой и развитым, веками складывавшимся языком и верой.


Основными видами деятельности восточных славян были земледелие, торговля, охота и бортничество (сбор дикого меда). Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина. Селения восточных славян обычно располагались по берегам рек или озер. Вода являлась одним из главных жизненных компонентов. Река или озеро снабжали жителей рыбой, это был удобный и быстрый путь сообщения между зарождающимися городами. Начиная с IX века, был известен торговый путь "из варяг в греки": по рекам от Балтийского моря к Черному.

Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах. Полуземлянки были распространены в южных областях Руси. Пол в таком доме был углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, в углу находилась каменная или глиняная печь. Севернее сложился несколько иной тип жилища. Это был деревянный сруб с деревянным полом и двухскатной крышей, в доме находилась большая каменная печь. Дома богатых людей имели два, три, а иногда и более помещений.

Древнеславянский быт был богато украшен разнообразными произведениями искусства. Льняные одежды мужчин были расшиты цветными узорами; наборные пояса покрывались изображениями цветов, зверей и плясуний. Женская одежда, помимо тканых и вышитых рисунков, щедро украшалась серебряным и самоцветным "узорочьем": у висков, на волосах, отливали золотом изящные очертания бронзовых височных колец, в ожерельях радовали глаз тонкие сочетания прозрачного хрусталя, красного сердолика, цветного стекла и пасты с мельчайшим узором. У поясов висели костяные гребни с вырезанными фигурами коней, медведей или награвированным изображением ладьи с парусом.
Чтобы оберечь себя от различных зол внешнего мира, древние славяне носили на груди наборы бронзовых оберегов - изображения миниатюрных зверей, коней, птиц, рыб, ключи, топорики, ножи, ковши, серебряные когти и зубы лесного хозяина - медведя. Посуда и утварь, оружие и сбруя любовно покрывались узорами. Крыши домов отделывались резными "князьками". Боевые ладьи украшались головами драконов.

 Священные рощи увешивались вышитыми полотенцами. На площадях городов высились каменные и деревянные изображения славянских богов. Творчество древних художников находило себе широкое применение как в частном, так и в общественном быту. Искусство, связанное с неисчерпаемыми родниками народа, было глубоко народным.

 Древний земледельческий образ жизни и родовой устрой славянского общества породили единое мировозрение славянской веры. Земледельческие обряды и почитание предков составляли основное ядро славянского мировоззрения. Это мировоззрение оказалось настолько прочным, что христианская религия, сама пропитанная магическими представлениями, на протяжении всей феодальной эпохи не смогла преодолеть древние мировозрение славян и приспособилась к нему.


 Когда рождался ребенок, на него вешали амулеты-"обереги". Каждая ступень его жизни сопровождался священным обрядом. Мальчику в колыбель клали меч, чтобы он был хорошим воином. В три года его сажали на коня. Свадьба, как начало новой жизни, новой семьи, была особенно заботливо обставлена священными обрядами, в которых одинаково проявлялись две стороны магии - предохранение от зла и пожелание добра. Столь же сложен был и обряд погребения. Жизненный путь человека кончался среди многочисленных священных обрядов. В могилу клали орудия труда, оружие, пищу, необходимые умершему в "будущей жизни" в потустороннем мире; ему строили деревянную домовину, воспроизводившую жилище; жены богатых людей убивались в знак преданности и в пышном подвенечном наряде их хоронили вместе с ними. Труп сжигали на огромном костре, а затем насыпали курган и водружали на нем остатки оружия умершего. Вокруг этих воинских знаков устраивали обрядовые игры - поединки воинов - и погребальный пир, на котором поедали жертвенных птиц и животных. Каждый год, в определенные сроки, родственники собирались на могиле и новыми жатвами поминали покойного, уже перешедшего в разряд таинственных и требовательных духов.

 Вера славян знала строгое расписание годовых магических праздников. Основой славянского хозяйства было развитое пашенное земледелие, наложившее сильный отпечаток на все мышление славянина. Поэтому главными божествами древнерусской веры были Земля, изображаемая в виде женщины, и Солнце, называвшееся у одних племен Даждьбогом (т. е. "богом, подающим благо"), у других-Сварогом (от слова "свар"-жар), у третьих-Хорсом.

  Календарь:
1 Родень Рождение нового года Русская СЕДЬМИЦА (неделя) состоит из семи дней.

Семь дней в неделе выбрано не случайно. Число СЕМЬ является одним из основополагающих в жизни человека. У нас семь отверстий в теле: две ноздри, два уха, рот и два для вывода жидких и твердых отходов. У человека и всех высокоорганизованных животных семь каналов получения информации: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, биополевой и генетический. Человек способен успешно управлять семью процессами. Оптимальная по численности русская СЕМЬ-Я состояла и будет состоять из семи человек (отец, мать, трое детей и бабушка с дедушкой. Число ТРИ это основное число, ибо во-первых, мироздание существует как процесс-триединство Материя-Информация-Мера, а во-вторых, Человек может жить в триединстве с Отцом Небесным и Матерью-Землей. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что мы уже в течение многих поколений привыкли к семидневной неделе и увеличение или уменьшение количества дней отрицательно скажется на жизни и здоровье людей. Кроме того, слово НЕДЕЛЯ означает, что только число 7 не делится без остатка ни на 2, ни на 3, ни на 4.

Месяцы в русском ведическом календаре отражают явления природы и связь с ними русских людей.

2 Студень Студеная зимняя пора
3 Сичень Пора метелей, лучшее время сечь (рубить) лес для строительства
4 Соковик Пробуждение природы, начало сокодвижения в растениях
5 Квитень Расцвет весны
6 Травень Рост трав
7 Червень Начало лета красного (червонного), цветение трав
8 Липень Цветение липы - главного медоноса на Руси, пора сенокоса
9 Медень Отбор меда из ульев. Мед - второй после хлеба продукт питания славян. Мед был одним из важнейших лекарств, от него слово «медицина»
10 Жнивень Жатва зерновых культур
11 Листопад Пора золотой осени и сброса листвы деревьев, увядание природы
12 Грудень Начало устойчивых заморозков, образование грудок - мерзлых комьев на дорогах
13 Снежень Выпадение обильных снегов и покрытие снегом поверхности земли

Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами.

В снежне месяце, декабре, славяне встречали сурового бога зимы Коляду. Пляски в зверином обличье - в личинах животных и в шкурах - носили отголоски древних представлений охотничьей орды о родстве человека с животными.

Новый год в первый день месяца стужня (1 января) был древним славянским праздником заклинаний благополучия на весь год. Весной начинался радостный срок праздников солнца. На масленицу пекли блины - знаки солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте - еще один знак солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями - спутниками солнца, было таким запоминающимся происшествием, что оно прочно вошло и в изобразительное искусство.

 
На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодёжи - кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печеньем - хозяйки пекли из теста изображения жаворонков. Встреча божества весны Радуницы сопровождалась обрядовым началом пахоты, зажиганием костров, поминками по умершим предкам и любовными играми, которые древние христианские проповедники сравнивали с античными праздниками в честь жизнерадостного греческого бога Диониса.

Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля - покровителей любви. Производительная, плодородная сила природы и ее священное сопоставление с плодородием человека составляли содержание и другого летнего праздника - Купалы (от слова "вкупе" - вместе).

 На летних праздниках, совпадавших с жатвой, плели венки из колосьев, подпоясывались жгутами и устраивали хороводы вокруг костра или зеленого деревца.

 На жатву женщины одевались особенно празднично. Первый сноп - "богач" (т. е. посвященный богам) приносили в дом, где ставили в красный угол; последние колосья оставляли на поле несжатыми и перевязывали их лентой - "Волосу на бородку". Арабский писатель Х века Ибн-Русте рассказывает о том, что славяне поднимали к небу ковш, наполненный зерном, чтобы обеспечить урожай.

 Обрядовое переодевание в звериные шкуры именно зимой может быть объяснено тем, что в крестьянском быту зима была единственным охотничьим сезоном. Впрочем, в "колядках" очень ярко выступает земледельческий характер даже этого зимнего праздника.


К летним праздникам относится праздник в честь бога грозы и грома Перуна (позднее Ильин день). Перуну приносили в жертву быка; праздник заключался в поедании мяса жертвенного животного всей "братчиной". Этот праздник упоминается уже в VI веке н. эры.

Особенно радостны были для древних земледельцев осенние празднества урожая. По свидетельству писателя XII века Саксона Грамматика, балтийские славяне после уборки хлебов пригоняли к храму скот, приносили его в жертву, пекли огромный, выше, человеческого роста, сладкий пирог и варили хмельные напитки. Особый жрец наполнял медом турий рог, вставленный в руки идолу, н магическими обрядами и гаданиями открывал многодневный праздник- пиршество.

 Этнографы и фольклористы XIX века собрали огромный материал по славянским обрядам и искусству. Правда, русское народное искусство XVII-XIX веков значительно оторвалось от древних оберегательных узоров, смысл многих сюжетов забылся и многие явления переосмысливались чисто поверхностно. Но в глухих углах сохранилась глубокая, седая старина, многовековая славянская древность.

В старые времена, вся обрядность носила строгий, торжественный характер, и в священных плясках и хороводах принимали участие седые воины и старухи - хранительницы славянской веры. Танец в звериных нарядах выполнялся медленно и важно, как богослужение.

 Когда смысл старых обряды стали забывать, на них стали смотреть, как на забаву, - молодежь со смехом рядилась в вывороченные тулупы, и ряженые с веселыми "колядками" ходили из дома в дом, или весной юноши и девушки прыгали через очистительные костры и водили веселые хороводы вокруг березки.

 Некоторые древние представления стали достоянием детей. Торжественный обряды перешли в детскую игру (например, "А мы просо сеяли", "Бояре, а мы к вам пришли"), образы богов стали куклами, изображение солнечной колесницы - детской каталкой, а предок Щур сохранился в словах "чур меня".

 К каждому славянскому богослужению многое выполнялось каждый год заново: личины, одежда, соломенное чучело зимы, выпеченные из теста изображения птиц, баранов (баранки), коров (короваи) и так далее. Восстановить облик этой стороны славянских духовных обычаев можно, изучая его в позднейшем народном творчестве.


разработка и дизайн сайта - Виктория Люкина
Сайт создан в системе uCoz