Древнеславянский быт
был
богато украшен разнообразными произведениями искусства. Льняные одежды
мужчин
были расшиты цветными узорами; наборные пояса покрывались изображениями
цветов,
зверей и плясуний. Женская одежда, помимо тканых и вышитых рисунков,
щедро
украшалась серебряным и самоцветным "узорочьем": у висков, на
волосах, отливали золотом изящные очертания бронзовых височных колец, в
ожерельях радовали глаз тонкие сочетания прозрачного хрусталя, красного
сердолика, цветного стекла и пасты с мельчайшим узором. У поясов висели
костяные гребни с вырезанными фигурами коней, медведей или
награвированным
изображением ладьи с парусом.
Чтобы
оберечь себя от
различных зол внешнего мира, древние славяне носили на груди наборы
бронзовых
оберегов - изображения миниатюрных зверей, коней, птиц, рыб, ключи,
топорики,
ножи, ковши, серебряные когти и зубы лесного хозяина - медведя. Посуда и утварь,
оружие и
сбруя любовно покрывались узорами. Крыши домов отделывались резными
"князьками". Боевые ладьи украшались головами драконов.
Когда рождался ребенок, на
него вешали амулеты-"обереги". Каждая ступень его жизни сопровождался
священным обрядом. Мальчику в колыбель клали меч, чтобы он был хорошим
воином.
В три года его сажали на коня. Свадьба, как начало новой жизни, новой
семьи,
была особенно заботливо обставлена священными обрядами, в которых
одинаково
проявлялись две стороны магии - предохранение от зла и пожелание добра.
Столь
же сложен был и обряд погребения. Жизненный путь человека кончался
среди
многочисленных священных обрядов. В могилу клали орудия труда, оружие,
пищу,
необходимые умершему в "будущей жизни" в потустороннем мире; ему
строили деревянную домовину, воспроизводившую жилище; жены богатых
людей
убивались в знак преданности и в пышном подвенечном наряде их хоронили
вместе с
ними. Труп сжигали на огромном костре, а затем насыпали курган и
водружали на
нем остатки оружия умершего. Вокруг этих воинских знаков устраивали
обрядовые
игры - поединки воинов - и погребальный пир, на котором поедали
жертвенных птиц
и животных. Каждый год, в определенные сроки, родственники собирались
на могиле
и новыми жатвами поминали покойного, уже перешедшего в разряд
таинственных и
требовательных духов.
Семь дней в неделе
выбрано не случайно. Число СЕМЬ является одним
из основополагающих в жизни человека. У нас семь отверстий в теле: две
ноздри,
два уха, рот и два для вывода жидких и твердых отходов. У человека и
всех
высокоорганизованных животных семь каналов получения информации:
зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус, биополевой и генетический. Человек способен
успешно
управлять семью процессами. Оптимальная по численности русская СЕМЬ-Я
состояла
и будет состоять из семи человек (отец, мать, трое детей и бабушка с
дедушкой.
Число ТРИ это основное число, ибо во-первых, мироздание существует как
процесс-триединство Материя-Информация-Мера, а во-вторых, Человек может
жить в
триединстве с Отцом Небесным и Матерью-Землей. Необходимо учитывать и
то
обстоятельство, что мы уже в течение многих поколений привыкли к
семидневной
неделе и увеличение или уменьшение количества дней отрицательно
скажется на
жизни и здоровье людей. Кроме того, слово НЕДЕЛЯ означает, что только
число 7
не делится без остатка ни на 2, ни на 3, ни на 4. Месяцы в русском
ведическом
календаре отражают явления природы и связь с ними русских людей.
1
Родень
Рождение
нового года
Русская СЕДЬМИЦА
(неделя)
состоит из семи дней.
2
Студень
Студеная
зимняя пора
3
Сичень
Пора метелей, лучшее
время
сечь (рубить) лес для строительства
4
Соковик
Пробуждение природы,
начало
сокодвижения в растениях
5
Квитень
Расцвет весны
6
Травень
Рост трав
7
Червень
Начало лета красного
(червонного), цветение трав
8
Липень
Цветение липы - главного медоноса на
Руси,
пора сенокоса
9
Медень
Отбор меда из ульев.
Мед -
второй
после хлеба продукт
питания славян. Мед был одним из важнейших лекарств, от него слово «медицина»
10
Жнивень
Жатва зерновых культур
11
Листопад
Пора золотой осени и
сброса
листвы деревьев, увядание природы
12
Грудень
Начало устойчивых
заморозков,
образование грудок - мерзлых комьев на
дорогах
13
Снежень
Выпадение обильных
снегов и покрытие
снегом поверхности земли
Смена времен года и
смена
сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными
празднествами.
В снежне месяце, декабре, славяне встречали сурового бога зимы Коляду. Пляски в зверином обличье - в личинах животных и в шкурах - носили отголоски древних представлений охотничьей орды о родстве человека с животными.
Новый год в первый
день
месяца стужня (1 января) был древним славянским праздником заклинаний
благополучия на весь год.
Встреча
лета происходила в
русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь
Лады и
Леля - покровителей любви. Производительная, плодородная сила природы и
ее
священное сопоставление с плодородием человека составляли содержание и
другого
летнего праздника - Купалы (от слова "вкупе" - вместе).
Особенно
радостны были для
древних земледельцев осенние празднества урожая. По свидетельству
писателя XII
века Саксона Грамматика, балтийские славяне после уборки хлебов
пригоняли к
храму скот, приносили его в жертву, пекли огромный, выше, человеческого
роста,
сладкий пирог и варили хмельные напитки. Особый жрец наполнял медом
турий рог,
вставленный в руки идолу, н магическими обрядами и гаданиями открывал
многодневный праздник- пиршество.
В старые времена, вся обрядность носила строгий, торжественный характер, и в священных плясках и хороводах принимали участие седые воины и старухи - хранительницы славянской веры. Танец в звериных нарядах выполнялся медленно и важно, как богослужение.